ПРИЧИНЫ РАСКОЛА
Ревнители православного благочестия сразу же воспротивились неправедному замыслу и действиям реформатора Никона. Надеясь получить поддержку царя Алексея Михайловича, они подали ему челобитную, в которой обосновали несоответствие нововведений Никона древнему православному Чину. Однако царь, изначально зная о тех делах, которые задумал патриарх-реформатор, всячески его поддерживал. На священников-адамантов Православной Веры обрушились различные озлобления со стороны церковной и светской власти.
Чтобы подвести под свой злокозненный замысел по «исправлению» православной веры, издревле существующей на Руси, некую каноническую основу, патриарх Никон в 1654 году созвал собор, на котором было принято решение исправить богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Практически все высшее священноначалие Русской Церкви, страшась за свое земное благополучие, поддержало решение Никона. Только епископ Коломенский Павел открыто на этом соборе выступил против замыслов патриарха-реформатора. За это он был избит патриаршими слугами, Никон сорвал с него мантию и без соборного суда, «лишив» архиерейского сана, отправил в северный монастырь под жесткий надзор, где преследуемый епископ-исповедник, претерпев многие истязания, был замучен. По преданию, он был заживо сожжен подосланными Никоном палачами.
Расправились «реформаторы» и с другими поборниками святоотеческой веры: протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, протопоп Даниил был лишен сана и сослан в Астрахань, протопоп Иоанн Неронов был помещен под строгий монастырский надзор. Подобным образом были наказаны многие и многие ревнители православной веры.
Впоследствии слишком возомнивший о себе патриарх Никон стал уже не нужен повзрослевшему царю Алексею Михайловичу и сам оказался в опале. Но его реформы обрели второе дыхание, подпитываемые разными авантюристами и бродягами с Востока, через которых сатана вознамерился погубить Православие на Руси. Некоторое время православные христиане жили надеждой, что все само собой образуется, что светские власти осознают свою неправоту по отношению к ревнителям древлего благочестия. Но состоявшиеся соборы новолюбцев в 1666 и 1667 годах изрекшие на древние православные предания жестокие порицания и проклятия, и все последующие действия по наставлению русского христианства в «истинной» вере, ясно показали, что Святая Русь, как симфония православного народа и православной власти, осталась в прошлом. Да и вообще отныне Православная Русь стала сокровенной подобно легендарному граду Китежу.
В дикой бесовской злобе новолюбцы расправлялись со сторонниками истинной веры. Древлеправославных христиан сжигали на кострах, им рубили головы, резали языки, вырывали ноздри, ломали клещами ребра, четвертовали, замораживали живьем. И что всего ужаснее, на весь этот кровавый геноцид светскую власть вдохновляли и благословляли новообрядческие иерархи, которые все без исключения поддержали церковные реформы патриарха Никона, поэтому вполне справедливо отнести к ним слова, сказанные святыми отцами VII Вселенского Собора об иерархах-иконоборцах: «Они ограбили и привели в беспорядок церкви наши. Они были в одно и то же время и ересиархами и иерархами; вместо мира народу возвещали раздор, а вместо пшеницы в пашнях церковных посевали плевелы; вино они мешали с водою и поили ближнего вредной смесью. Будучи на самом деле аравийскими волками, они выдавали себя за облеченных овечьей кожею и, искажая истину, прилеплялись ко лжи».
О таком всеобщем отступлении от Православия епископов и церковном вдовстве изрек некогда пророчество святой Филипп митрополит Московский, чудотворец: «Настоит бо время яко вдовство прият Церковь, пастырие яко наемницы презираеми будут. Ниже совершено седалище кто удержит».